Пропановые, вакуумные, галогеновые… Так начинался долгий путь, приведший к появлению ксенонового света. Несущееся по шоссе авто освещало темноту, врываясь в нее светом, становящимся ярче и ослепительнее.
Эра ксеноновых ламп для авто наступила с разработкой первого газоразрядного экземпляра компанией Philips, который именовался D2S (R). Лампочки High Intensity Discharge (HID) начали монтироваться в фары с 1992 года.
Интенсивный световой поток образуется благодаря светящемуся газу, который в свою очередь вызываем дуговым разрядом двух электродов: ксенон с солями металлов помещены в колбу и находятся под высоким давлением. Ксеноновый спектр близок Солнечному, а значит, практически естественен: его цветовая температура составляет 4300º по Кельвину, что только на 700º меньше природного, тогда как разница между галогеновой и нижними цветовыми показателями Солнечного света оценивается в 2200 градусов.
В эксплуатации HID-лампа может служить от 2800 до 4000 часов, галогеновая же лампа может выдержать в разы меньше — лишь 100-500. Средняя мощность ксеноновых лампочек 35W, это на 20 W меньше потребления галогеновых. Если их сравнивать по излучаемому световому потоку, то, несомненно, у ксеноновой лампы он намного ярче: 3000 люменов против 1550.
Недостатки: дорогостоящие и требующие специального «балластного» блока управления. Заплатив больше при покупке ксеноновой лампы, придется больше заплатить и второй раз – при ремонте автомобиля, поскольку такие лампы меняются попарно, после двух сотен наработанных часов.
Внимание, псевдоксенон!!! В продаже целый ряд галогеновых ламп, имитирующий голубой ксеноновый цвет. Так, при производстве колбу покрывают соответствующими красителями или могут увеличивают мощность лампочки, чтобы свечение получилось белее и ярче. К чему это приводит? В случае с голубоватыми красителями – освещение окажется даже хуже, чем при галогене, с увеличенной мощностью – фара перегревается, при попадании воды лопается. При покупке лампочек, стоит учесть, что даже именитым фирмам улучшенные лампы с привычной нитью накаливания наделить ксеноновыми показателями состава спектра и потока света не получается.
Этот год ознаменуется появлением первого серийного автомобиля с лазерными фарами. Это гибридный спорткар BMW i8, обещанный этой осенью.