Аквапланирование. Прелести и опасности водоотталкивающих покрышек

 

Об аквапланировании обычно вспоминают  во время распутицы, когда на дорогах стоят многочисленные лужи, а машины перестают слушаться водителей, утопая в грязевой кашице. Однако трудности с управлением можно преодолеть, сбавив скорость, а существует и целый ряд иных вещей, которых стоит опасаться.

Для начала стоит вникнуть в проблему. Что такое аквапланирование и чем отличается от скольжения. Последнее бывает при первых каплях дождя, которые перемешиваются с пылью, бензином и другими автожидкостями. Оно способно появиться и на низкой скорости лишь по причине появления водяного слоя и уменьшившегося сцепления покрышек с асфальтом. Аквапланирование же получится на какой угодно дождевой  стадии, можно и въехав на скорости в длинную лужу. Скольжение контролируется, ибо вызывается резким маневром либо торможением,  во время аквапланирования авто несется вперед, не слушая команды руля. Это происходит до тех пор, доселе не сбавится скорость и не снизятся несущие показатели водяного вала.Чтобы понять, стоит проследить за дорожным контактом протектора. Допустим, сила сцепления на сухом асфальте равна 1, мокрый же изменит цифру вполовину, цифра получится не больше 0,5, на льду – и того меньше. При движении по воде или грязевой слякоти контакта не станет совсем, сила сцепления претворится в ноль! Картина приблизительно такова: колесные диски свободно скользят по водной пленке и абсолютно не слушаются команд водителя. Все четыре покрышки заняты бесперебойным выдавливанием жидкой субстанции, передвигая впереди себя клин воды, в котором размер давления 2 бара, а показатель высоты насчитывает от одного до трех сантиметров. Если считать средней шириной протектора легкового автомобиля 15 сантиметров, то усилие водного вала, вдавливаемого меж резиной и трассой, достигнет от 30-ти до 40 килограммов.

Итак, насколько хорошо справится автокар с такими условиями, будет зависеть от:

— протекторного рельефа шин;

— объема водяной каши на дорожной поверхности;

— скорости машины.

Про последние пункты уже сказано. Насчет цифр, то над ответами на конкретно поставленные вопросы насчет допустимой скорости и высоты водной поверхности усиленно думают специалисты НАМИ.

Из неколесных факторов можно назвать состояние амортизаторов. Изношенное состояние обычно сказывается не лучшим образом. А можно еще разбираться, конечно, с рулевым механизмом, подвеской, параметрами развала-схождения и распределением осевой нагрузки…Однако лучше всего, естественно, подумать прежде про шины. Дело в том, что стертые канавки колес не способны оперативно освободить контактную область от воды. Даже миллиметровый грязевой слой при стокилометровой скорости изношенные покрышки не сумеют качественно преодолеть, в отличие от «свежих». Клин будет наращиваться до тех пор, пока не оторвет колеса автомобиля от дороги. И резкое торможение не выручит, машину начнет вертеть и крутить.

Причем, нужно понимать, что автомобили с разными приводами по разному и ведут себя во время аквапланирования. Так, заднеприводные сначала страдают от неуправляемости передней оси, переднеприводные – задней. Первые могут заметить начало аквапланирования по «мягкости» руля и его отказе реагировать на указания, вторые вряд ли что-либо сначала почувствуют, ведь именно передние ведущие. Они будут «вытягивать» автомобиль даже при повышении скорости. Вот только малейшее сбавление газа резко развернет авто.Выбор же новой резины с «летними» узорами, тоже уступает «дождевым» вариантам, который способен лучше контактировать при одинаковой скорости во время непогоды.

Поэтому так важно понимать главные внешние составляющие «водоотталкивающих» шин. В рисунке протектора несомненно содержится центральная продольная глубокая канавка и поперек – разветвленные прорези.

Очень выручает в сложных ситуациях «елочка»: когда ее вершина начинает контактировать с дорожным покрытием, жидкость стекает в стороны по «ветвям» обратно.

Еще один момент протекторов с направленным узором:  ошибки монтажа покрышек нужно проверять вовремя, так как неправильно направленный узор будет не вытеснять воду, а наоборот – закачивать! Последствия не заставят себя ждать.

Зернистость асфальтобетона тоже влияет на реакцию шин во время слякоти, чем она выше, тем риска меньше. Чтобы воде стать опасной, ей надо заполнить каждый бугорок.

И напоследок, стоит помнить, что если уже машина «всплыла», не нужно крутить рулем и затормаживать, ведь когда скорость снизится и появится контактирование, вывернутые колесные диски приведут к броску в сторону, вдавленная же тормозная педаль приведет к заносу. Аквапланирование легко предотвратить, но невозможно остановить. Это опасней езды по льду. Главный совет: не экономьте на шинах, не обгоняйте все движимое и не гасайте по лужам.