Ностальгия за механикой: обратная сторона привязанности

 

Конечно, механика из веков надежнее автоматической КПП, но бывают случаи, когда ностальгия, к которой прислушиваются при выборе машины, может дорого обернуться. В общем, существует ряд вариантов, когда стоит отказаться от предлагаемого заманчивого варианта, чтобы не пришлось днями ремонтировать КПП. Если неполадки уже дают о себе знать – учимся распознавать неисправности.

В реальности эта тема – наличествующей коробки – незаслуженно отодвинута на второй план. При покупке авто даже не всегда акцентируют на ней внимание, ограничиваясь упоминанием, что КПП-автомат присутствует. Самый лучший расклад – когда добавляют уточнение о типе конструкции внутри (гидромеханическим, роботизированном или вариаторном варианте), ведь сегодня принято ассоциировать динамику автокара исключительно с моторными характеристиками.

Однако, от того, что за КПП стоит в предлагаемом авто, зависит многое. Сложность коробки имеет даже большую степень, чем моторная, поскольку там большое число деталек, которые сложным образом сочетаются между собою, а поэтому ремонтирование (как вариант – замена) по цене смахивает на «капиталку» или же смену самого ДВС. В то же время производителями частенько коробки называются узлами, не поддающимися обслуживанию, то есть таковыми, которые возможно поменять лишь в сборе.

Вообще-то, когда раньше на дорогах ездили практически все с «механикой», риском внезапной поломки грешили, наоборот, КПП-автоматы. И, боясь их, заведомо машины, где стояли такие привычные нашему поколению коробки, попросту нивелировали. Вот как все перевернулось, прямо на сто восемьдесят…

Хотя на самом деле подводят все – и автоматические, и механические варианты. Так, касательно АКПП, таинственным пищанием запомнились Ниссан X-trail с Мицубиси Outlander, роботизированная семерка-Direkt Schalt Getrieb тоже не оправдывает возложенных на нее ожиданий.

Теперь вопрос к механике. Разве и этот, проверенный годами, не изнашивающийся в аккуратных руках вариант может подвести? Отвечаем: конечно да, ведь ввиду роста моторной мощи и пытающийся сбросить лишний вес надежно-знакомый узел теперь сам изменился и нуждается в пристальном внимании. Кстати, умельцы даже составили такой себе антирейтинг механических коробок, широко встречающихся на вторичном рынке.

Итак, первой «фуфушной» механической КПП оказался наделен Opel, речь идет о F17. Недорогая, удобная машина к концу девяностых в подарок получила F-семнадцатую МКПП. Что она собой представляла? 5-ступенчатая, она предназначалась для небольших маломощных двигателей, где количество «лошадок» меньше ста одного, а объем с полтора литра.

Если смотреть исторический пласт, F-семнадцатая получилась из 4-ступенчатой F-тринадцатой версии восьмидесятых, которую монтировали заводчики на Опель Кадет, что через время лег в основу Дэу Nexia. 1999-ый стал славен тем, что выпустили новенькие движки – 125-сильные, с 1,8-литровым объемом, однако на них ставилась те же механические коробки переключения, F-семнадцать. И на чем более тяжелых автомобилях она оказывалась (Вектра С, компактвен Зафира А), тем количество проблем ширилось. А что тут говорить, когда мощность моторов стала равняться сто сорока – Зафира В, Астра Н?! «Контрактные» механические КПП стали по-настоящему дефицитными, возникали различные переделки автокара для других коробок, невзирая на сопутствующие сложности процедуры.

С опелевской трансмиссией Easytronic тоже было не все гладко. Наделенная автоприводом сцепления да переключения передач, она запомнилась тем, что неудобно и неспешно работала как раз в сопутствующих узлах автопереключения. Всяческие рывки и поломки, подвоха можно было ждать и от самой основы конструкции…

Радует «сквозь слезы» тот факт, что главные проблемы подобной механической коробки всегда вовремя слышны: если разрушены подшипники и валы, машина дико воет. Кстати, особенный звук будет и когда колеса раскрутятся. Ситуация может считаться усугубившейся, если сальники приводов примутся подтекать и масло – теряться. После выхода из строя подшипников начнут ломаться валы, шестеренки, дойдет до корпуса МКПП, наконец, дело дойдет и до дифференциала. После чего логичен вопрос: А стоит ли вообще чинить? Может, просто купить новый?

Ряд подобных проблем был присущ и другим механическим коробкам данного автопроизводителя, вспоминаем турбокары Астру и Зафиру двухтысячных с двухлитровым баком. Там стояла М-тридцать два с шестью ступенями. Благо, что все заметили и эти МКПП сменились на надежные F-сороковые.

Второй «фуфушной» механической КПП названы обитательницы ВАЗ-2181. Помимо немолодых коробок, даже модели со сравнительно свежими, мощными движками отличимы слабым здоровьем.

Если вникнуть, каждая современная Лада идет с ВАЗовской коробочкой. Каждый такой экземпляр рассчитан по моменту силы и мощностной составляющей на силовой агрегат как «восьмерки», так и «девятки» всего-то с 70-тью «лошадками». Модернизировать конструкцию за последние лет эдак тридцать смогли, но недостаточно для того, чтобы добавилось мощности, хотя бы в 1,5 раза, и прочности.

Следовательно, если вы – владелец подержанной Лады, у которой под капотом шестнадцатиклапанный 98-сильный (106-сильный) силовой агрегат, стоит постоянно проверять работу КПП. А если Вы только-то приобрели ее, не поленитесь проверить состояние подшипников: при активном пользовании моторными возможностями они могут быль «еле живы». Далее менять нужно будет уже в КПП-механике сам корпус.

Многие автолюбители уверены, что отсутствие у АвтоВАЗа машин с мощными движками напрямую связано с тем, что автопроизводители не выпустили еще коробку нового поколения, способную выдерживать большие показатели вертящего момента. Не зря, мол, 1,8-литровая Приора не идет приличными партиями.

Третье место со знаком «минус» завоевала Hyundai M56CF. Знакомая ситуация, когда трансмиссионная линейка расширена моторами, все увеличивающимися по своей мощности.

Схожее семейство M5AF3 из Getz и Accent во втором поколении две тысячи первого, что шли с полуторалитровым мотором на 90 лош. сил тоже надежней не было, тоже частенько подшипники и валы подводили.

Улучшенные версии МКПП доставались 100-сильным Хюндай i20, а когда их начали применять в появившихся мощных версиях, более, нежели 122 силы – речь идет о 1,6-литровых семейства Гамма 2 – проблемы вылезли уже посерьезнее. МКПП не могла справиться с возросшим крутящим моментом и лишними кило автокаров. Гарантийные замены стали не редкостью. И не гарантийные: ведь после происшествия пятилетнего срока выложить сумму за починку уже доводилось рассерженно-расстроенным владельцам.

Коробка передач VW 02T – последняя по количеству нареканий, поломки в Хюндай и Опель будут все же почаще, но расслабляться не следует. 1999 год подарил А2 Ауди, где было 75 «лошадок», а с ней автопроизводитель продемонстрировал и новое сверхлегкое поколение МКПП, примечательное корпусом из магния и легкими валами. На сегодняшний день такая коробка еще существует в рамках седана Volkswagen Поло и Фабии от Skoda. В чем проблема, так это в получившейся паре. Чисто теоретически, раз новое поколение, значит, проработали и использование ее на большей мощности и с большим моментом силы. Ан нет! Стоит только активизировать движение – и поломка тут как тут, к концу гарантии!..

Главные причины поломок МКПП

Стоит объяснить, почему чрезмерно изнашиваются подшипники коробки передач, те, что по разновидности относятся к подшипникам качения. Обоймы могут быть наделены шариками либо как вариант роликами, что нужны для снижения коэффициента трения. Последнее происходит благодаря их катанию во внутренней части колец. Оно-то нужно, но не нужно его много. Чтобы добиться эффекта на минимальном уровне, нужно, чтобы была равномерность в их расположении. Если коробка слабовата, при переизбытке момента силы возможны два варианта. Первый – задышит корпус, второй – согнутся валы. Что лучше? Трудно сказать… даже не миллиметр, гораздо меньшее количество может привести к перекосу роликов внутри подшипника, следствием чего станет постепенное разрушение ввиду повышенного трения. К износу всего узла приведет и попадание в картер МКПП продуктов износа.

В самом первом в рейтинге варианте, от Опеля Ф-семнадцатый, ситуацию усугубило то, что у подшипников обойма была из пластика. Тепловая деформация попросту перекашивала ролики. Причем если говорить об объеме картера данной МКПП, то до нормальных он точно не дотягивал. Вследствие этого продуктам распада не мудрено было то и дело попадать в дифференциал, что в критическую ситуацию попросту разносил стенки.

С выводами на самом деле все просто: если вам попросту нравится машина, наделенная механикой из списка, просто обратите внимание на степень гула во время работы с нагрузками, когда мотор разгоняется и тормозит. Проверять стоит и шумы, еще не помешает проверка масла, в нем могут наблюдаться частицы металла. В итоге при серьезных повреждениях будьте готовы, что приведение автомобиля в порядок будет стоить не меньших денег, чем ремонт автомата.

Теги:  , , ,