Большинство импортных, и «наши» авто из последних наработок в своем газораспределении прибегают к механизмам, наделенным гидравлическими компенсаторами зазоров в клапанном приводе. Конечно, относительно видов, они различны. Это зависит от их конкретного местонахождения.
Так, встречаются гидрокомпенсаторы, установленные в окончании рычажного клапанного привода, находящиеся в разрыве штанги того же клапанного привода. Последние называются столбиковыми, или же опорными. Этой системой зачастую пользуются в V-моторах, где распределительный вал стоит внизу. Данный тип гидрокомпенсаторов имеют системы с их противоположным местонахождением в плече рычага клапанного привода. Также есть гидрокомпенсаторы в самом стакане клапанного привода, в переднеприводных ВАЗах..
С помощью одностороннего шарикового клапана гидрокомпенсатор вбирает масло из системы смазки мотора, высота увеличивается, первый поршень выдвигается из второго. Поскольку место гидрокомпенсатора получается посредине толкателя и торца клапана, запускается процесс зазорного выбора.
То масло, что поступает в него под давлением из системы моторной смазки, не сможет добиться открытие клапана моторной головки, поскольку сама пружина клапана имеет значительную упругость.
В тот момент, когда приводу станет ощутимо давление кулачка распределительного вала, это напряжение передастся торцу стержня клапана моторной головки. Однако выход масла не произойдет: гидрокомпенсатор наделен обратным шариковым клапаном. Откроется только клапан.
Хотя небольшое количество масла сможет выйти изнутри. Когда кулачек распредвала сойдет с толкателя, наметится зазор, потом масло снова пополнится моторной смазкой. То есть, теперь видно, что режим работы гидрокомпенсатора весьма динамичен и постоянен.
ОСЛОЖНЕНИЯ В РАБОТЕ
Когда потери масла значительны, гидрокомпенсатору не удастся заново наполниться маслом в достаточном количестве. Вследствие этого на момент следующего подхода кулачка наметится зазор с ударной нагрузкой. О ней будет свидетельствовать характерный стук при работе газораспределительной системы.
ПРИЧИНЫ ПОЛОМОК
Гидрокомпенсаторы ломаются по разным причинам: загрязнены, изношены, засорились каналы, подводящие масло, слабое давление масла в механизме смазывания мотора.
ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ
Профилактика неисправностей проста, правило «номер один» — поддерживание чистоты мотора, «номер два» — своевременная замена масла (от шести до восьми тыс. км пробега). Причем сорт масла не играет никакой роли, важно лишь его качество.
Далее очень важно внимание по отношению к промывочным средствам. То есть увиденные загрязненные моторные плоскости после снятия заливной масленой крышки не нужно отмывать радикальными промывочными средствами, ведь могут подняться зольные отложения, и с масляным потоком затем попасть вовнутрь гидрокомпенсатора, что может стать причиной поломки. То есть четвертое правило – замена масла рекомендована на более ранних сроках, чем принято ее совершать: после двух-трех тыс. км пробега. Своевременной замена масла будет считаться и тогда, когда оно приобретет темный цвет.
Следить необходимо и за состоянием поршневой группы мотора. Их не надлежащее состояние, к примеру, чрезмерное уплотнение, на пару с не тем маслом приведут к окислению, а затем к преждевременному старению.
ЕСЛИ ГИДРОКОМПЕНСАТОР НЕ РАБОТАЕТ
Когда гидрокомпенсатор выходит из строя, его очень тяжело отыскать. Дело в том, что, как правило, постоянные щелчки повторяемы при минимальной вязкости масла, когда мотор уже хорошо прогрет. Металл по своей природе очень быстро проводит любой звук. Поэтому какой именно неисправен, определить «на глаз» трудно.
Что делать? Можно воспользоваться следующим устройством: 70-сантиметровый стальной стержень, имеющий полсантиметра в багажнике, с пустой жестяной банкой, в которой предварительно нужно обрезать верхушку. Чтобы можно было взяться за стержень, посередине следует сделать деревянную ручку, а потом уже – прикладывать ухо к банке и определять неисправный гидрокомпенсатор.
РЕМОНТ ГИДРОКОМПЕНСАТОРА
Вытащив поломавшийся экземпляр, его разбирают и промывают. Потом должен следовать подробный осмотр и оценивание его состояния. К примеру, если на рабочих поверхностях имеется значительная изношенность, лучше гидрокомпенсатор сменить. Если изношенность не велика – полностью разбирайте механизм и промывайте в ацетоне либо другом подобном веществе. Конечно, не забывайте про аккуратность.
Чтобы разобрать столбиковый гидрокомпенсатор или тот, что устанавливается по концам рычагов клапанного привода, потребуется снять стопор отверткой. Для извлечения гидрокомпенсатора из корпуса стакана, его осторожно бьют по поверхности «мягкого» железа. После провелдения подобных действий он инерционно должен выйти. Ксати, важно не промывать гидрокомпенсатор до разборки, ведь без смазочного вещества разбирать тяжелее.
Заполнив гидрокомпенсатор маслом на половину или на 70 процентов, необходимо сделать досрочную проверку работоспособности. Его нужно слегка сжать в струбцине. Устанавливать обратно гидрокомпенсатор можно только тогда, когда в ответ на сжатие чувствуется хороший отпор, длящийся полминуты.
ВНИМАНИЕ! Установка пустых гидрокомпенсаторов категорически воспрещена: могут возникнуть с запуском мотора значительные ударные нагрузки. Поставив заправленный гидрокомпенсатор, немного подождите, около пятнадцати минут. За это время должно выдавиться лишнее масло из отремонтированного гидрокомпенсатора.