Правильный выбор охлаждающей жидкости

 

В жару заторы на дорогах не редкость: к неисправным авто добавляются и «закипевшие». И хотя ВАЗов и автомобилей СССР-производства, которые страдают от перегрева в первую очередь, не так уже и много, дело в данной ситуации совершенно в ином – в отсутствии гарантированного качества купленных охлаждающих жидкостей. Вследствие этого отказаться двигаться на жаре может даже рядовая иномарка.

Поэтому стоит заранее подумать о том, как следует выбирать охлаждающие жидкости для своего автомобиля, чтобы не было неприятных «сюрпризов». В компании «МФК» говорят об изначальном стремлении покупателя обзавестись самыми дешевыми вариантами и попытке производителей предоставить такую возможность своим клиентам. Вот только за счет чего происходит удешевление продукции, интересует не многих. Самым страшным из возможных способов снизить стоимость товара является добавление метанола. Это одноатомный летучий спирт, имеющий низкие плотность, температуру замерзания и кипения. Его пары очень ядовиты, если, взглянув во внезапно опустевший бак, ими надышаться, можно достаточно серьезно отравиться.

Какова же причина прибегания к этому опасному спирту производителей охлаждающих жидкостей? Метиловый спирт способен снизить t замерзания, но в разы дешевле необходимого по стандартам глицерина. К тому же плотность полученной жидкости для охлаждения выйдет меньше процентов на одиннадцать, то есть все 45% производственной экономии.

И что в итоге? Купив на пять-десять процентов дешевле охлаждающее средство для своего авто, потребитель «выиграть» не сможет. Радикально снизив температуру кипения, метиловый спирт начнет улетучиваться, а вместе с ним испаряться и остальная водно-глицериновая жидкость, уровень в расширительном бачке – стремительно падать. По словам экспертов-технологов, жидкость, в которой еще есть глицерин, придется постоянно добавлять. И так – пока весь метиловый спирт не испарится. Экономия покупки будет радовать вас только лишь пока весь запас жидкости не уйдет на преждевременную доливку.

Между тем после вылитой упаковки системе доведется довольствоваться жидкостью, в которой глицериновая составляющая не дотянет и сорока процентов. Она сможет замерзнуть даже во время «минус» двенадцати, то есть уже месяц спустя охлаждающая жидкость, рассчитанная на сорокоградусные морозы, при стандартной зимней погоде превратится в лед. А это, хоть и не повредит рубашки охлаждения, однако, безусловно, навредит радиатору.

Теперь охлаждающие жидкости рассмотрим поподробнее:

Такое название получили составы, в основе которых – теплоноситель (глицерин/ моноэтиленгликоль) и вода, прошедшая подготовку. Благодаря им эффективно отводится излишнее тепло блока моторных цилиндров.

Они должны быть наделены:

— способностью моментального отведения тепла от разогретых частей мотора (за счет хорошей теплоемкости);

— достаточной чистотою и отсутствием склонности к отложениям, ухудшающим тепловой обмен, то есть быть подобной дистиллированной воде, однако обладать ярко выраженными антикоррозионными свойствами;

— инертностью к компонентам охлаждающей системы и сопровождаться различными присадками и ингибиторами, не ухудшающими вспениваемость;

— долгим эксплуатационным сроком, а значит иметь такие составляющие, которым бы было под силу нейтрализовать возникающую кислоту. Данные свойства отведено контролировать щелочности, которая способна показывать число кислот, что может поглотить ОЖ, не ухудшая свойства;

— неспособностью замерзать при морозах, при увеличении же допустимой температуры увеличение в объеме должно быть минимальным, чтобы не повредить моторные составляющие.

Самые подходящие вещества, понижающие t замерзания без ущерба другим свойствам, – это спирты. Сперва в автокосметике пользовались винным (этиловый и древесный варианты) и метиловым – их смешивали с Н2О, экспериментируя с пропорциями. Действительно, результата какого-то получалось достигнуть – температура замерзания снижалась, но вот как быть с низкой температурой кипения, это оставалось загадкой, ведь, имея основой низшие одноатомные спирты, антифриз соглашается «работать» лишь в низком температурном режиме, а в этом случае топливное использование не является эффективным. То есть потребовалось иное вещество для смешивания с водою, которое понижало бы t замерзания и повышало бы t кипения. И его нашли: HOCH2CH(OH)-CH2OH или C3H5(OH)3, а по-простому – глицерин с бы t замерзания -47 градусов по Цельсию. Обладающий тремя атомами, он мог смешиваться с водою в каких угодно пропорциях. И при этом не наносить ни малейшего вреда живым организмам ввиду своей естественно-метаболической природы.

Различные спирты в автокосметической промышленности

Глицерин. Когда-то своим происхождением глицерин был обязан мылу: его получали из производственных отходов, щелоков. Это выходило тяжело и дорого, однако настолько необходимо, что спрос на него рос и рос, вопреки высокой стоимости конечного продукта. В конце концов, производственные возможности себя исчерпали — поднялся вопрос о рациональности синтетического способа получения глицерина.

Инициативу взял на себя концерн BASF. Промышленное производство данного спирта ознаменовало 40-е годы. Glisantin – так называлась равнопропорциональная смесь глицерина и этиленгликоля, которая легла в основу антифризов. Чтобы ее получить, сначала конденсировали формальдегид, а далее производили каталитическое гидрирование глицерин-гликолевой альдегидной смеси.

BASF и сегодня пользуется этим полюбившимся названием – Glisantin, только сам процесс уже другой. Благодаря развитию нефтепереработки появилась возможность получать продукт повыгоднее – этиленгликоль, который до этого был лишь дополняющим компонентом.

Этиленгликоль относится к простейшим 2-атомным спиртам, смешиваемым, как и глицерин, с водою в различных пропорциях. Однако замерзание водных растворов происходит уже при большей «минусовой» температуре — 65°С. Существенное отличие от глицерина – токсичность: его воздействие при экстремальных температурах вызывает нешуточные отравления и особенно страшно для печени и почек. Когда же температура раствора находится в привычных рамках, для человека одно вдыхание низкоупругих паров ни на чем не скажется, а выпить глоток из канистры нормальному человеку в голову придти и не должно. Поэтому от вреда этиленгликоля, в частности от «отходов» охлаждающих жидкостей, страдает в первую очередь окружающая среда.

Следующий негативный момент от использования данного спирта в производстве охлаждающих жидкостей – мешает успешно работать коррозионным ингибиторам, все дело тут в кислотах, образуемых от окисления на кислороде.

Производство антифризов, сначала остановившееся на глицерине, из-за дешевизны променяло его на этиленгликоль. Сейчас же снова возвращается к глицерину. И опять-таки из-за более дешевой стоимости. Тут все дело в том, что цены на нефтепродукты все повышаются, а биодизельное производство становится все масштабнее, отходов много, а именно глицерин побочный продукт последнего. Так почему же его, более дешевого и экологичного, не дистиллировать и снова не включить в производство?! Вот так приблизительно и обстоит ситуация. Автопроизводителям Европы – Лат. Америки же ничего не остается, как менять стандарты охлаждающих жидкостей и создавать допуски к переходу на глицерин, как это делает Volksvagen.

Потребитель же должен понимать, что именно находится в составе купленной охлаждающей жидкости. Если написано на этикетке «ПропанТриол», то в средстве база – это глицерин.

И напоследок. Важно помнить, что для езды без вынужденных остановок в летнее время просто необходимо постоянно контролировать уровень и состояние охлаждающих средств да своевременно менять некачественную жидкость, промывая бак.