Установка того или иного угла на покрышки получила простонародное название развал-схождение. Эта процедура чрезвычайно важна, так как от нее зависит, насколько ваше авто устойчиво, хорошо управляемо, как изнашиваются шины, экономится ли топливо, сколь сильны заносы.
В наших дорожных условиях, с разбитыми трассами, рекомендовано регулировать колеса каждые десять-пятнадцать тысяч километров, если у вас отечественная машина, и каждые тридцать тысяч, если вы владелец иномарки.
Внепланово проверяют-регулируют углы развала-схождения, когда:
— машина в большой яме примяла диск колеса;
— произвели ремонт ходовой части (допустим, Вы заменили сайлентблоки);
— изменили клиренс, вставив укороченные пружины;
— заметили, что авто уходит в сторону;
— сильно износились колесные диски;
— начались проблемы с рулем после пройденного поворота (неважное самовозвращение).
Развалом называют угол, который образует центральная плоскость покрышки и перпендикуляр, опущенный на дорогу. Верно выставленный развал является гарантией отличного сцепления с асфальтовым полотном и стабильного управления транспортным средством, иначе, при неверных настройках, проблем с износом покрышек, а также с управлением не оберетесь.
Его меряют в градусах, когда покрышки прямолинейно движимы. Нулевой показатель развала говорит об абсолютной вертикали относительно дороги, положительный – об отклонении верхушки шины наружу, отрицательный – об отклонении вовнутрь. Последний применяют в гонках, настраивая колеса болидов, готовящихся ездить на внутренних колесах по овалам.
О схождении
Схождением называют угол между направленностью движущегося автомобиля и плоскостью вращающейся покрышки. Довольно часто имеют ввиду суммарное схождение колёсной пары единой оси. Некоторые автомобили приспособлены для регулировки схождения и передних, и задних колёс. Правильно выставленное схождение даже компенсирует увод машины, вызванный положительным развалом.
Его обычно измеряют в миллиметрах. Когда расстояние точек впереди меньше расстояния между точками сзади, имеем положительное схождение. Если же ситуация прямо противоположная – отрицательное. Когда колеса параллельные – это нулевое схождение. Стоит понимать, сильный «минус» и «плюс» очень изнашивают шины.
Важно! Углы развала-схождения связаны между собою, регулировать их допустимо лишь в паре.
Кастр: продольный угол управляемых колес
Угол, созданный вертикальной прямой и осевой проекцией поворота покрышки на продольную плоскость авто, получил название кастра (кастера, кастора). Еще его зовут шкворнем. Продольное наклонение помогает самовыравнивать управляемые колёса. То есть основными задачами продольного наклона кастера являются обеспечение лучшего, более стабильного управления и поддержка самоустановки управляемых колесных дисков. При отклонении назад верхней осевой части получается плюсовой результат, в переднюю часть – отрицательный. Положительным кастором пользуются для велосипедной езды «без руля».
Если кастр настроен неверно, появятся трудности с вращением руля.
Регулировка развала-схождения на автосервисах
Регулировка углов происходит на стендах, после чего Вам на руки предоставляется распечатка со всеми значениями. Все параметры будут иметь значения допустимого диапазона модели и полученного результата До и После прохождения данной процедуры.
В начале осмотра специалисты проводят диагностику ходовой части, проверяют шинное давление, измеряют углы, а уже затем работают с теми показателями, что находятся вне нормы. Однако если колесные диски повреждены, их геометрия нарушена, регулировку обычно не берутся производить: в требованиях должны соблюдаться одинаковость колес по диаметру, вылету, ширине, давлению, правые и левые обязаны сохранять идентичность размеров и быть той же модели. То есть при серьезных недостатках клиента должны оповестить и регулировку развала-схождения отсрочить.
В случае несерьезных геометрических искажений обычно спасает такая подготовительная операция, как компенсация биения колесного обода. Рядовой автолюбитель не обязан понимать все то, что делают мастера, но знать, что эта процедура должна проводиться нужно. Если ее нет – это серьезный повод насторожиться, ведь «компенсацию» могут не проводить только те автосервисы, где стоит 3D-шная технология, а она сегодня, в принципе, достаточно редка: в ней вывешивание мостов заменено прокатыванием автокара вперед-назад.
Какие стенды предпочесть: оптические либо компьютерные
Стоит отметить, что сложности для мастеров на автосервисах обычно связаны с обилием форм и размеров обслуживаемых машин, габаритным и типовым многообразием колесных дисков. А вот какое регулирование в нашей стране делают лучше – оптику, лазерное или компьютерное – ответить невозможно. Все зависит от конкретного человека, от его любви к своей профессии. Самый навороченный стенд без обязательных периодических проверок вскорости утратит свою точность.
Оптическим стендам присуща простота и надежность. Они чуть менее точны. Существенный недостаток – невозможность одновременной диагностики и передней, и задней оси. При работе с передней частью не видно повернутость заднего моста. А именно он является углом движения машины. Следовательно, регулировка развала-схождения на оптике предусматривает погрешности руля – когда Вы сядете за руль, заметите некую наклоненность во время прямолинейной езды.
Компьютерные стенды с замкнутым контуром этих проблем не имеют, они диагностируют сразу два моста. Однако есть и компьютерные стенда незамкнутого контурного типа, и компьютерные стенды старотипные. Они намного хуже справляются с кузовной геометрией.
Еще своеобразным «плюсом» компьютерного регулирования является полученная на автосервисе документальная распечатка итоговых результатов, пусть даже не все автовладельцы способны разобраться в указанных на ней значениях…