У всех, чье авто оборудовано кондиционером, наступает момент, когда вместе с потоком холодного воздуха из кондиционера вылетает какой-то неприятный запах. Стоит включить зажигание – и заработавший вентилятор выдувает в салон неприятно пахнущую воздушную струю. Что это? Как с этим справиться? Автовладельцы пытаются узнать на форумах, конференциях в интернете. На сайтах производителей ответы короткие: нужно мыть испаритель. Если по-простому объяснять, то это именно та вещь, которая и создает холод, воздушный поток охлаждается, проходя через нее, далее попадая на нас. Цена исправления этой проблемы колеблется от семидесяти долларов до девяноста. Сразу чувствуется, что всю правду скрывают. Процесс очистки, отвечают представители фирм, затянется на четыре часа. По крохам удалось понять, что всю систему разбирать не придется, перезаправлять не будут, и после процедуры результат вы почувствуете сразу.
Давайте разберемся, что же на сервисе могут делать четыре часа? Быстротой они там не могут похвалиться, час с лишним будут принимать заказ и сдавать потом клиенту. Далее тридцать минут будут искать свободный бокс и откатят туда автомобиль, немало времени уйдет на то, чтобы прикатит владельцу назад. Берутся за работу представители сервиса неспешно, закончив процедуру, будут убирать следы, оставленные после себя в салоне. То есть, скорее всего, процесс очистки занимает не более часа, а возможно, всего минут тридцать. Если они должны продезинфицировать испаритель, то, значит, будут добираться до него. Если на это требуется так мало времени, то процесс не может быть сложным, ведь еще все нужно вернуть обратно. Что это? Что дает неприятный запах? Что так быстро можно исправить?
Вернемся еще раз к условиям. Когда появляется этот запах. Это момент включения вентилятора, после того, как автомобиль стоял и чаще всего на солнце во время жары. Нередко это стоянка краткая. Запах похож на тот, который ощущаешь из стиральной машины, если в ней надолго забыли постиранное белье.
Давайте по порядку разберемся, сначала о том, что дает сам запах.
При включении двигателя, выключается кондиционер. Тогда разгоряченный уличный поток воздуха проникает внутрь кондиционера, где взаимодействует с холодными воздуховодами и испарителем. В результате происходит мгновенная конденсация влаги. Получившаяся вода – это полбеды. Влага состоит из разных составляющих, подчас очень дурно пахнущих. Далее влага перемешивается с остатками пыли и грязи, которые находятся внутри системы, более того происходит увлажнение плесени, грибков, бактерий, они там обязательно есть. Так и получается запах. Включенный кондиционер выталкивает влагу сразу же к вам в машину, осушает воздуховоды. Но он не в силах вынести всю влагу, часть ее останется. Включение за включением влаги становится все больше и больше, бактерии размножаются. Процесс может длиться несколько лет прежде, чем вы уже будете не в силах выносить жуткую вонь.
Как же решается эта проблема?
Ее можно избежать изначально. Для этого делайте все, чтобы система была сухой. Перед остановкой за некоторое время выключите кондиционер. Сконденсированная влага осушится теплым воздухом. При следующем включении много влаги не будет конденсироваться, поскольку температура воздуховодов будет высокой.
Если же процесс запущен и запашок все же появился, то нужна дезинфекция, как это и делают в сервис-центрах.
Чем же убивают бактерии? Отличное средство – это знакомая всем хлорка, но это, если вы готовы потом ездить в противогазе. В больницах для дезинфекции хирургических инструментов, унитазов, помещений, в которых проходят операции, и рук всех участвующих в операции применяется лизол, другое название- креозол (мыльно-масляная основа). Им еще борются с мухами, источниками холеры и так далее. По силе это средство превосходит все, даже хлор. Не будем особо глубоко погружаться в химию, скажем только, что это фенол, и на его основе делаются специальные средства дезинфицирования кондиционера, где бы он ни был установлен: в автомобиле, школе, больнице или мотеле. Двенадцать банок объемом 250 грамм этого препарата стоят около сорока долларов. Для одной обработки рекомендуют взять две банки. Может быть, на сервисах экономят, и используют одну баночку.
Более дешевый вариант:
1. Приобрести лизол. Концентрированный или раствор, содержащий его. Кстати, растворы есть с различными запахами.
2. Если вы достали концентрат, то разбавьте один к ста (для сравнения, инструмента хирурга дезинфицируются в растворе один к двадцати). Вам нужно получить 300-400 миллилитров жидкости, таким образом, вы еще неплохо сэкономите.
3. Полученный раствор залейте в опрыскиватель, пойдет и пустая баночка из-под стеклоочистителя. Если хотите, добавьте какие-нибудь отдушки.
4. Откройте полностью окна в автомобиле.
5. Заведите авто, включите кондиционер на максимум и вентилятор на полную мощность. Есть шанс, что раствор пройдет всю систему и не изменится, в итоге попадет концентрированным на стекло или кресло. Поэтому направьте сопла вниз. Скорее всего, ничего страшного не произойдет, даже если средство попадет, ведь оно предназначено, в том числе, и для детсадов, мебели, ковров. Но все же, лучше обезопасить кожу и велюр в салоне.
6. Далее брызгайте раствор в дырочки воздухозаборников, находящиеся под лобовым стеклом. Важно, чтобы не струя попадала внутрь, а распыленное облачко, если с разбрызгивателем все нормально, то у вас так и должно получаться. Неизвестно, как раствор будет взаимодействовать с краской и стеклом, проверьте его в месте, которое не бросается в глаза или закройте зоны рядом с воздухозаборниками газетами, тряпкой. Таким образом, вы провели дезинфекции воздуховодов (в сервисах говорят, что делают это только с испарителем).
7. Выключайте двигатель, за пятнадцать минут лизол уничтожит все бактерии.
8. Заведите снова двигатель (с кондиционером и вентилятором вы ничего не делали, поэтому они включаются на полную мощность). Откройте переднюю пассажирскую дверь. Далее запускается внутренняя рециркуляция воздуха (уличный воздух не поступает). С окнами ничего не делайте, пусть остаются открытыми. Брызгайте раствор в место под бардачком. Водная пыль попадет в заборы воздуха, которые там находятся, они работают при режиме рециркуляции. Оттуда воздух переместится прямиком на испаритель, потом распространится по всей системе. Лучше всего побрызгать сам испаритель, но и такой процедуры будет достаточно, особенно, если ее повторять время от времени. Включайте зажигание. Рекомендуется все повторить через двое суток.
Все, теперь можете дышать полной грудью!