Однозначного ответа, что предпочтительнее выбрать для своего автомобиля – кондиционер либо систему климат-контроля, не существует. Для начала стоит ознакомиться, что они собой представляют, как ими правильно пользоваться, чтобы избежать ошибок, и какие варианты будут более эффективными.
Очень часто встречается путаница: кондиционер могут назвать климат-контролем, и наоборот. Связь между ними очевидная, поэтому это неудивительно. Но следует понимать, что кондиционеры в автокарах появились раньше, и это был первый шаг для управления атмосферой внутри машины. Изобретение климат-контроля означало следующий этап по усовершенствованию, и в результате произошло объединение, как кондиционера, так и остальных систем, поддерживающих температуру воздуха в салоне.
Основная функция кондиционера известна всем – охлаждать воздух в салоне автомобиля. Водитель или пассажиры вручную избирают температуру, делая скорость вентилятора большей или меньшей, а если же за окном холодно, то они могут регулировать печку, то есть снова задать подогрев воздуха. Кроме того, когда происходит кондиционирование воздуха, то система может его не только охлаждать, но и подсушивать.
Отличие климат-контроля в том, что автоматически можно поддерживать необходимое значение температуры, реагируя на изменения погоды вне салона. Система «климат-контроль» объединяет вентиляцию, обогрев, кондиционирование, контролирующие и управляющие устройства. Электронным блоком управления контролируется климатический режим салона, для этого используются температурные датчики. Подобных датчиков много видов: это и находящиеся в самом салоне, и вне его (на автомобиле), есть даже датчики в продвинутых системах, которые замеряют уровень радиационной активности солнца. ЭБУ, получив все данные, анализирует их и затем корректирует мощность вентилятора, повышает или понижает температуру воздушного потока, также направляет в нужное место салона.
Каждый водитель знает, что включение кондиционера происходит, если нажать кнопку с изображением «снежинки» или символа «А/С».
Кнопка же с надписью «auto» отвечает за включение климат-контроля. Так устроено большинстве автомобилей, хотя иногда это ползунок регулирования температурного режима, который нужно зафиксировать в положении с той же надписью – «auto». После регулировки вентилятора, его скоростного режима, направления воздушного потока, система климат-контроля автоматом отключается. Работа же кондиционера в большинстве автомобилей продолжается. Если и кондиционирование воздуха деактивизируется, то вам следует его «оживить» повторным нажатием кнопки, отвечающей за него.
Базовая схема функционирования системы «климат-контроль» в машинах разных брендов общая, но есть, конечно же, и отличия. Когда вы прогреваете свой автомобиль зимой, то электронная система управления большинства автомобилей автоматически начинает управлять заслонками, вначале делает обдув стекла: чем больше прогреется двигатель, тем сильнее теплый поток направляется на обогрев стекол и ног, сначала исключительно только нагревая ноги, лишь затем вместе с ними направляется и на лицо, в конце уже исключительно на лицо. Такой алгоритм обдува либо задействует кондиционер, либо нет, если да – то для избегания конденсата на стеклах. В летние месяцы подобного постепенного перенаправления воздушного потока не происходит, пассажиры с водителем сразу ощущают, как их обдувает система. Задача сразу же понизить температуру в салоне обычно настроена автоматически, поэтому кондиционер вместе с вентилятором обдувают на максимальной мощности. Кондиционеры способны автоматом включиться при обдуве исключительно окон и лобового стекла, в этих случаях воздушная рециркуляция выключится. Таким образом стекла не запотеют.
Новой ступенью регулирования атмосферы в салоне стали сейчас АСС, это система «климат-контроль», которую программирует владелец автомобиля. Он задет вручную те параметры температурного режима, проветривания, которые ему попросту нравятся. Память системы при зажигании «срабатывает» и активизируются установленные автовладельцем алгоритмы вентилирования, обогрева и кондиционирования. Для смены этих алгоритмов можно стереть программные установки и записать новые.
ОШИБКА № 1
Случаи, когда водитель или пассажир переусердствуют и поставят слишком низкую температуру, нередки. В результате переохлаждения в салоне только что разгоряченный человек заболевает жарким летом. С температурным режимом нужно быть осторожным и правильно его выставлять. Самый простой путь заболеть – это постоянно выходить из прохладного салона на жару, перепад температур и дает простуду или даже ангину. Это происходит при поездках по городу с частыми остановками. Нужно знать и выполнять неукоснительное простое правило – разница между уличной и температурой внутри машины не должна быть более 5°С. То есть при тридцатиградусной жаре поставьте у себя внутри двадцать пять. Для нелюбителей солнца этого будет мало, но даже из-за одного лишнего градуса разницы вы можете слечь потом с простудой. Совершенно другое дело – поездки на большое расстояние, салон можно охладить более значительно, но опять же, будьте осторожны, делайте это поэтапно.
ОШИБКА №2
При долгом использовании кондиционера без ухода за его радиатором-испарителем, последний покрывается болезнетворными бактериями, они опасны для людей, являются причиной раздражения слизистой оболочки и многих иных болезней.
ОШИБКА № 3.
Не оставляйте открытыми окна или люк. Режим рециркуляции – это повторное охлаждение воздушной массы, которая уже находится внутри салона. Если бы системе приходилось каждый раз охлаждать воздух извне, нагретый солнцем, то затраты энергии мотора были бы очень большими. Рециркуляция через десять – пятнадцать минут дает застоявшийся воздух, поэтому отключайте ее буквально на несколько минут, в салоне сразу появится свежий воздух, и вы не будете дышать старой воздушной массой. Только ухудшит атмосферу внутри дым извне, то есть не рекомендуется проветривать машину при попадании в «пробку».
Если ваше авто простояло долго на открытом солнце, не в тени, то не забудьте обязательно проветрить, пусть зайдет уличный воздух. Рециркуляцию включайте, когда воздух внутри частично остыл.
Желательна поддержка работы компрессора в кондиционере на максимальных оборотах. То есть, двигаясь не очень быстро, переключите на меньшую передачу, это даст возможность само собой повысить обороты и двигателю, и компрессорному валу.
Если погода сырая и дождит, то включение кондиционера позволяет избежать запотевания на стеклах, поскольку влага сразу способна конденсироваться на радиаторе-испарителе и, естественно, в салон не проникнет. Сделать воздух суше можно, включив печку при работающем кондиционере.
От обмерзания внутренних сторон стекол в зимние месяцы, когда вы прогреваете двигатель, спасет кондиционер.
Когда включена система охлаждения, возможен такой вариант, что долго взбираясь на горку или простаивая в пробке, двигатель перегреется. Спасение одно – следить за температурным режимом двигателя. Как только стрелка на приборной панели показывает об опасности, о превышении температурного режима охлаждающей жидкости, сразу же стоп кондишен и проветрите в салоне, настежь окна и люк. В более продвинутых моделях за вас это сделает электроника, датчик измеряющий температуру антифриза пошлет сигнал и автоматически будет отключен кондиционер. Еще одна сопутствующая проблема – паутины трещин лобового стекла, которые появляются, когда после стоянки на солнцепеке на него попадает холодный воздушный поток. Потрескавшегося стекла можно избежать, если аккуратно пользоваться режимом подачи воздуха на лобовое стекло. Если трещина же появилась – стоит от нее избавиться.
Избежать проблем с кондиционером, чтобы он эффективно работал, можно соблюдая инструкцию по его использованию. Максимально он, как и климат-контроль, работает при соблюдении указанных условий эксплуатации.
Таким образом, кондиционеры или системы климат-контроля не только создают уют внутри автомобиля, но конечно же, способны серьезно напрягать автовладельца своими поломками или перебоями в работе. Но вина в этом не техники, а тех, кто ее использует и часто неправильно. Ведь если обслуживать толково эти устройства, то неприятностей с ними будет гораздо меньше.
Ничего сложного нет в том, чтобы делать профилактику и включать в любой сезон кондиционер, но не для «галочки» на несколько минут, а на пятнадцать, а может и на двадцать минут, чтобы масло прошло по всей системе, побывало в компрессоре, в ресивере, и прошло вообще всю систему.