Из ряда – вон: Нестандартные случаи автокодирования

 

Несмотря на то, что сложились определенные стандарты, как кодировать новые модели автокаров, шифруя реальную техническую информацию и дефорсируя показатели для придания «крутизны» новейшим моделям, ряд автопроизводителей уклоняется и поступает-по-своему.

Например, нестандартно начали обозначать свои авто производители Volvo, причем,  такая практика датируется с шестидесятых прошлого века. Дело в том, что у шведов цифры значили какую-то отдельную характеристику.  По первой можно было узнать, какая это серия или модельный номер, который присваивался после перехода на эту систему кодировки: так можно было определять, какого года выпуска машина, но вот класс авто, к сожалению, нет. Со второй цифрой проще – она указывала на количество цилиндров мотора.  Третья – сколько дверей.

Сегодня эта система кодировки уже изжила себя. В восьмидесятых третья цифра стала не нужна, вместо нее вписали обычный ноль.  Первой же цифре присвоили значение класса автомобиля.

После дальнейших поисков оптимального варианта автопроизводители  решили перейти к иному виду обозначения модели.  Класс в итоге начал обозначаться латинской буквой, с нее сегодня начинается кодировка («C» использовалась для  купе или кабриолетов, S – седанов, V – универсалов, XC – машин повышенной проходимости), затем цифры, их две, первая указывает на размер (универсал на единицу больше седана), а вторая – так и осталась нулем.

Peugeot попадает в число аутсайдеров из-за многоциферности.  Информацию несут только первая и последняя, средняя же всегда ноль, это у них носит характер мнимого товарного знака.  Интересно, что когда автокомпания Peugeot запантетовала  подобное обозначение со второй цифрой ноль, экспортным «Москвичам» в шестидесятые спешно придумывали другое обозначение.  Так, у Пежо вначале идет обозначение размеров машины и типа (класс выше, чем выше значение числа), затем ноль, как уже было сказано, и далее обозначение поколения этой модели.

Что это значит на практике? Преемницей  Peugeot 405 была модель 406, ее сменила 407-ая. Однако не всегда это соблюдалось. Хэтчбеку  309 (1985 года выпуска) довелось продолжить линию  305-ой модели. Объясняется это тем, что 309 разработали не в  Peugeot, а в Talbot, маркой владели PSA Peugeot Citroën, ее было решено ликвидировать, уже разработанную машину договорились производить под основным брендом компании.

Ныне система Peugeot эволюционирует: появились модели с обозначением из четырех цифр,  это и 1007 и кроссоверы 3008, 4007, – теперь уже пара нулей в середине.

Необычная история маркировки и у  бренда, основателем которому был  Энцо Феррари. Он пытался, чтобы по обозначению модели покупатели узнали как можно больше технических данных об автомобиле.  Первые Ferrari имели трехзначное обозначение, говорящее об объеме цилиндра автомобиля, прибегая к кубическим сантиметрам. Феррари был убежден, что спорткар  может быть оснащен только V12, так что общий литраж мотора определялся достаточно быстро. Со временем к трехзначному коду присоединялись буквы, чтобы отметить различия кузовов — открытые или закрытые, тип движка и другую информацию. Когда появились  два распределительных вала в каждом из блоков цилиндров, то к индексу присоединяли четверку (имелось ввиду, что V-образный двигатель  имеет два блока). Задние сидения тоже упоминали в разросшемся индексе, получалась  непонятная для обывателей длинная формула:  Ferrari 365 GT4 2+2.

Необходимая модернизация индекса моделей произошла в 68-ом году: Энцо в честь своего сына Альфредо, которого называл  Дино, решил создать новую линейку машин. Задумывались автомобили как альтернатива Porsche, быть более доступными, чем элитные спорткары Ferrari, уступать им по техническим свойствам. Для линейки Dino была разработана совершенно новая система трехциферного обозначения: первая и вторая были предназначены для информации об увеличенном десятикратно  литраже мотора, третья была равна числу цилиндров.

Итак, первенец Dino  стал называться  206, т.е. в автомобиле стоял движок с шестью цилиндрами и объем насчитывал два литра. В 1976 г.  Ferrari с Dino стали выходить как единая марка Ferrari, а так как система индексации Dino, как показало время, была более эффективна, ее стали использовать для всех машин бренда. Только решили ее доработать, изменив метод обозначения объема двигателя: теперь могли ограничиваться одной цифрой (для моторов  V12). Бывало, что происходила путаница, поэтому указывали  литраж  не всех цилиндров, а одного (касательно 456-ой модели). Пересмотрели индексацию еще раз в девяностых,  при назывании Ferrari договорились брать строго только моторный литраж, увеличенный  стократно (речь идет о моделях 360 Modena с 599 Fiorano).

Просмотрев ряд нестандартных индексаций, следует сказать, что цифры не всегда что-то значат. Крайний вариант –  ранние модели Renault. Эти автокары обозначались совершенно случайными цифрами.

Руководство же советской автомобильной промышленности долго искало устраивающее всех производителей обозначение. Впервые привести все выпускаемые машины к единой индексации попытались после войны в 1945. Между заводами распределили диапазоны значений. Преференции получили знаменитые ГАЗ и ЗиС. Им предоставили  диапазоны в границах двух первых сотен (ГАЗ – первую,  ЗиС  — вторую). Молодые предприятия и не имеющие крупного производства остались обделены. Автозавод во Львове обладал индексом от 695 до 699.

Систему была обрекли изначально, через двадцать лет в 1966 г. утвердили ОН 025270-66. Автомобили с тех пор обозначали четырехциферным  индексом, основной в кодировке была вторая цифра. Она указывала тип автомобиля, так легковая шла под цифрой 1, автобус  — 2, грузовая машина с бортами – 3, тягачи – 4, грузовые-самосвалы – 5, машины-цистерны – 6, фургоны — 7 или 9.  Двум последним цифрам довелось стать собственно модельным номером, котрый присваивался по усмотрению. Первая цифра должна была нести различную техническую информацию для каждого типа авто. В «легковушках» отражала литраж мотора: 1 —  малый класс до 1,2 литра, 2 –  от  1,2 до  1,8 литров, 3 – средние от 1,8 до  3,5 литров, 4 – большой более 3,5 литра, 5 – высший (не ограничивался). В  автобусах  обозначали длину, в грузовиках – вес.

Разрешалось удлинить кодировку на одну или две цифры, шестая в таком случае значила, какая модификация, а шестая – исполнение. Понятны они были, только если познакомиться с внутренней документацией заводов. Разработанная система маркировки  оказалась чуть ли не самой сложной в мире!…