О системах индексации марок. Примеры дешифровки

 

Разбираться в индексах – дело добровольное и необязательное, однако, несомненно, если вы невзначай бросите вслед проезжающему авто фразочку касательно ее моторных характеристик, в глазах окружающих вы станете выглядеть мегаэрудированным челом.

Дело в том, что, обозначая свою продукцию звучными названиями, хорошая половина автопроизводителей закладывают смысловую нагрузку – технические данные.

Немного истории

Поскольку и истоков езды стояли лошади, количество сил и ставилось прежде в название модели. Таким образом к тому же было удобно и чиновникам брать налоги с машин: чем выше была мощность на индексе, тем больше обязан был заплатить водитель.

С этого момента, наверное, и начали хитрить. Получился словно негласный заговор автолюбителей с производителями, кодовым словом которого значилось «налоговые лошадиные силы». То есть автомобилю присваивался номер налоговой группы, но реальную отдачу двигателя делали многим выше. Модельным индексом служили два значения мощностей. Их разделяли чертою, причем реальной предшествовала налоговая: Mercedes 14/30.

С течением времени номинальную мощность в официальном порядке отнесли к названию налоговой группы, а автопроизводители решили приводить лишь оставшуюся цифру: например, Citroen 2 CV или Renault 5. Такой вариант, кстати, очень приглянулся французам. В SIMCA 1307 же налоговое значение зашифровали в последнюю цифру.

50-ые прославились возросшим вниманием к рабочему объему, который раскрывает топливный расход с динамикой: брались округленные цифры ближайших двух нулей кубатуры: BMW 1500, хотя бывали случаи и округления до полусотни, как в случае с Альфа Ромео 1750 и, как ни странно, до пятерки – Мини Купер S 1275.

Конечно, это обернулось тем, что различные модели с идентичным двигателем получились практически неразличимыми. Оригинально поступил Rover, назвав две версии, имеющие один и тот же мотор на 3,5 литров по-разному: 3 ½-litre и 3500.

Поэтому неудивительно, что в 70-ые годы к рабочему объему обращались лишь, когда возникала необходимость различить модификации той же модели, а после четырехзначного использования «кубиков», в 1976 году перешли на пару литражных цифр, разделенных точкою. В итоге табличка получилась и более короткая, что в многотысячном тираже способствовало экономии средств.

Современные системы дешифровки

Сегодня существует главным образом три системы, которыми шифруют модели. Наипростейшая содержит «фирменную» букву и число, состоящее из одной-двух цифр, говорящих о классе либо размере авто. Так, модельный ряд Ауди содержит очередность, начинающуюся с A1, кроссоверам присваивается Q, а спортивным вариантам – R, S, которые могут и встречаться сразу вдвоем. Такой же принцип используют и автопроизводители Hyundai: в последние годы i помечают основные модели, ix – внедорожники, далее следуют цифры, из которых внимание следует уделить только первой. Полноприводным моделям БМВ досталась X с цифрой, родстерам – Z.

Индексы посложнее, по схеме «буква+цифра», используют  Lexus и Infiniti: одна-три буквы, говорящие про класс автокара,  и цифровое окончание индексас 10 либо 100-кратным  увеличением литража в 10 раз литраж мотора (у Lexus – в 100 раз).

Немцы же используют большое количество букв для обозначения специализированных моделей. Так, основу Mercedes-Benz составляют модели, содержащие только одну букву: субкомпакты – A, гольф-класс – B, автокары компактного бизнес-класса – C, обычного – E, представительские машины — S. В итоге насчитывается 15-ть автоклассов, включающие и суперкары SLS, и компактные кроссоверы GLK. Если говорить о Лексусах, здесь стабильно пара букв (CT, IS, ES, GS, LS), Инфинити ограничивается  одной для легковушек (G либо M), двумя обозначает внедорожники и кроссоверы. Общей для японцев становится Х, символизирующая полный привод (GX, LX // EX, FX, QX).

Если же говорить о Мерседесах, ныне автопроизводители не точно указывают рабочий объем в цифрах: отражается лишь статусная динамика, например,  E250 в соответствии с шифром должен быть круче, а в нем лишь турбированный мотор на 1,8 литров или же дефорсированный БМВ 318 наделен не 1,8 литрами а двумя. Кстати, производители еще и пытаются в индексах отразить принадлежность к той либо иной стране. Например,  версия для Европы БМВ 330 в Америке переименована в БМВ 328, чтобы уменьшить значимость. Российский 500-ый  Mercedes-Benz  на 5,5 л в Штатах законно 550-ый.

Значительная же треть производимых автокаров буквы используют лишь для уточнения, отдавая предпочтения цифрам.

Полностью цифрованные машины у SAAB – за «фирменной» девяткой после черточки следует классовая принадлежность. Rover же фирменной просит считать вторую цифру 5, оставляя классу первое место.

Еще интересно, что производители BMW берут основной нечетную цифру, четную же отдают  нишевым спортивным моделям. Последующая пара равняется умноженному на 10 количеству литров. Буквы, замыкающие цифровой ряд, тоже могут рассказать многое: С – о купе, i – о двигателе, имеющем систему впрыскивания, L – об удлиненной колесной базе, S – о спортивном варианте, X – о полном приводе.

Кроме этого, существуют и иные случаи использования индексации, что далеки от вышеупомянутых.