Во время работы мотора топливной системе приходится несладко: на нее попадают твердые комья грязи, а также смолистые и лаковые отложения, в основе которых – химические составляющие бензина, например, сера. А если еще и бензин невысокого качества – то вообще тяжело. Больше всего страдают форсунки впрысковых систем, что совершают топливное дозирование в 120-градусных условиях под давлением.
Засоренная форсунка менее производительна, не то направление и очертания распыла, а крайний случай – остановка впрыска. Топливо по цилиндрам подается неравномерно, его не хватает во время переходного и мощностного режима.
То есть причинами для промывки форсунок являются:
— снижение мощности силового агрегата и приемистости;
— появление детонационных стуков во время разгона машины;
— неустойчивая работа мотора при холостом ходе;
— тяжелый запуск мотора, особенно в зимнее морозное время;
— повышенный топливный расход;
— токсичность выхлопов;
— слишком большое время впрыскивания.
Однако эти же причины могут свидетельствовать и о других неисправностях мотора. Поэтому стоит продиагностировать авто, чтобы знать истинную причину неполадок.
В то же время и без особых на то причин автопроизводители рекомендуют промывать форсунки каждые 120 000 -140 000 «пробеганных» километров на бензине европейского качества, если же пользоваться СНГ-топливом, намного чаще – каждые 15 000 – 30 000 км. А на автосервисах говорят о перерыве между промыванием в 20 000 – 40 000 километров.
Форсунки можно снимать, а можно мыть и без демонтажа. Последний способ менее трудоемок. Но если форсунки ни разу не промывались – лучше все же их снять. Ведь демонтаж расценивается как полноценный ремонт, во время которого можно и заменить уплотнения, что на форсунках, топливной рампе, наконец, во впускном тракте силового агрегата. Конечно, некоторые двигатели подразумевают очень большой и труд, и средства. Однако если это делается во имя качества, можно и постараться.
Способы промывки без демонтажа
№1 Промывка моющей присадкой (профилактика)
Флакон, содержащий от двухсот до полулитра присадки, заливают на 40-80 литров топлива прямо в бак. Таким образом, с помощью известных и надежных производителей автомобильной химии, можно позаботиться обо всех компонентах магистрали: бензобаке, топливном насосе, бензопроводах, топливной рампе, регуляторе давления и – форсунках. Этот способ является, скорее профилактическим, поскольку при значительных загрязнениях снятые с бензобака, топливного насоса, бензинового фильтра отложения с грязью способны окончательно забить форсунки и клапан, регулирующий давление. Его советуют применять после каждых двух-четырех тысячах километров пробега.
№2 Применение спецустановок
Этот способ очень эффективен. Во время подобной процедуры обычно штатные системы топливной подачи отключают, от бензобака до топливопроводов, и подают моющий сольвент к топливной рампе, после чего запускают двигатель, поочередно меняя режимы. Существуют одноконтурные установки, где топливное давление задается собственно установкой, и 2-контурные, где ним «занимается» уже штатный регулятор давления. В первом случае сольвент попадает лишь до топливной рампы, в следующем появляется возможность задействования возвратной магистрали, благодаря чему очистится еще и топливная рампа, и сам регулятор. При сильных загрязнениях, как правило, обращаются к последним, двухконтурным установкам, так как в варианте с одноконтурными смытые отложения, как и в предыдущем способе промывки моющей присадкой, форсунки сильно загрязнятся и может потребоваться даже их демонтаж и замена.
Положительной стороной данного метода промывания является еще то, что очистятся от нагара штоки на впускных клапанах и камеры сгорания. Отрицательной стороной является вероятность прекращения работы изношенного двигателя или приход в негодность свечей зажигания. По этой причине промывку форсунок данным способом имеет смысл провести, когда наступил момент смены свечей.
Способы мытья с демонтажем
№1 Промывка моющими составами
Данный метод выполняют, прибегая к установкам, что копируют повседневную работу форсунок, единственное, место топлива здесь отводится сольвенту. Стремясь создать на клапане кавитацию (пузыри воздуха), оператором меняются часовые импульсные параметры, что запитывают форсунки, – это предоставляет возможность достигнуть максимального эффекта.
№2 Промывка ультразвуком
В этом случае, помимо моющего сольвента, на форсунки воздействуют ультразвуком: колебаниями либо погружением в ванну. При таком способе можно очистить форсунки даже самых сложных конструкций и использовать щадящие по токсичности сольвенты! Правда, за это придется выложить наибольшую сумму.
КОНТРОЛЬ ПРОЦЕССА
В промывке с демонтажем в обоих указанных вариантах контролировать процесс необходимо на стенде, входящим в моющую установку. Так можно визуально отрегулировать факел распыла и совершать прочий контроль относительно соответствия заводскому стандарту. В случаях, когда наличествует сверхпятипроцентная форсунковая разность производительности и нет цифр, говорящих про необходимую производительность, обычно их продолжают очищать. Либо выбраковывают.
Определенное число стендов предусматривают сольвентную подачу в противоположном направлении, что способствует лучшему вымыванию внутренних полостей, когда загрязнения в форсунках после ультразвука уже отслоились. Чтобы проследить за герметичностью, повышают на десять процентов давление подавания сольвента, убирают управляющие импульсы. Норма в форсунковом производстве – максимум капля за 60 секунд. Признанные негерментичными образцы в который раз промывают, а в случае плачевных результатов признают негодными.
Кстати, очень важно понимать, что значительное количество форсунок наделены фильтрами для тонкой, которые требуют смены. Обычно это делают после промывки форсунок.
И не забывайте, что во время мытья форсунок, когда они снимаются, не нужно трогать остальную часть топливной магистрали. При ее чрезмерном засорении, форсунки чистыми будут оставаться недолго. В таких ситуациях стоит промывать и бензобак, и бензопроводы, и топливную рейку.
В любом случае, выбор метода промывки – ваша прерогатива. Идеальным решением была бы комбинация – регулярно использовать моющие присадки, профилактически промывать форсунки на двухконтурных установках, не демонтируя. А снимать для промывки по истечении ста двадцати тысяч километров.